Переработка и сортировка мусора и отходов в России совместно с Coca-Cola

Переработка и сортировка мусора и отходов в России совместно с Coca-Cola

В 2015 году Coca-Cola в России начала сотрудничество с компанией «ЭкоТехнологии», которая занимается сбором и переработкой использованной пластиковой упаковки и просвещением в области экологии. Мы поговорили с главой «ЭкоТехнологий» (группа компаний EcoPartners) о роли бизнеса в решении мусорной проблемы, о том, как дети становятся проводниками экологических идей, и когда в России будут перерабатывать все отходы.

 

Когда появилась компания «ЭкоТехнологии» и почему было принято решение заняться такой неочевидной отраслью — переработкой вторсырья?

 

В 2001 году мы начали заниматься импортом сырья и, в том числе, привозили ПЭТ-волокно (полиэстер), которое в Китае и Корее производят из ПЭТ-бутылок. В 2004 году один из наших крупных заказчиков решил локализовать в России производство полиэфирного волокна, а нам предложили производить для него сырье — ПЭТ-хлопья, т.е. дроблёные и отмытые использованные бутылки от напитков.

 

Чем занимается группа компаний ProPartners, в которую вы входите? Есть ли в ее составе другие компании, подобные «ЭкоТехнологиям»?

 

ProPartners — это индийско-китайско-российская группа компаний, основная задача которой — обеспечить потребителей продукцией и услугами, связанными с процессом снабжения, логистикой и технологическим консалтингом. Помимо «ЭкоТехнологии» в неё входит международный дистрибутор химического сырья - ChemPartners. «ЭкоТехнологии» же отвечают за продвижение ценностей ответственного потребления и бережного отношения с отходами. Миссия «ЭкоТехнологии» - на своём примере доказать привлекательность рециклингового бизнеса в России, поставив перед собой цель эффективно использовать бытовые и промышленные отходы и кардинально изменить экологическую ситуацию в стране, в том числе, за счет развития раздельного сбора.

 

С чего началось ваше сотрудничество с Coca-Cola в России?

 

Всё началось с принятия в конце 2014 года поправок к закону «Об отходах производства и потребления», который закрепил понятие расширенной ответственности производителя. Coca-Cola в России, как один из лидеров рынка, активно включилась в работу в этом направлении. Во время обсуждения с Coca-Cola и фондом ЭРА возможности сотрудничества по расширенной ответственности производителя и родилась идея проекта «Разделяй с нами». Проект состоял из двух частей: первая часть — инфраструктурная. Она включает в себя расстановку контейнеров для раздельного сбора и передачу на переработку собранных таким образом отходов. Вторая часть проекта — образовательная, направленная на то, чтобы распространять информацию о необходимости и пользе раздельного сбора отходов и проведению образовательных мероприятий в школах и вузах.

 

И когда проект заработал?

 

В 2015 году мы вели совместные обсуждения, прорабатывали концепцию проекта, а в июне 2016 года всё было утверждено. Сам проект запустили в ноябре 2016 года, то есть всё происходило достаточно быстро. В первый год мы собирали и отправляли на переработку только пластик, но когда поняли, что проект работает эффективно, подключили и другие типы отходов.

Какая у вас стратегия на ближайшее будущее?

 

Какое-то время назад мы начали сотрудничать с Coca-Cola в России не только в сфере расширенной ответственности производителя, но и в области экологизации различных крупных мероприятий. Мы считаем это очень важным направлением, и Coca-Cola здесь очевидный лидер. За последние пару лет был организован раздельный сбор отходов на шоу Татьяны Навки «Аленький цветочек», на 30-летнем юбилее Фонда дикой природы WWF, на Гайдаровском форуме, на праздновании 30-летия «Макдоналдс» в России и ряде других мероприятий. Кроме того, мы помогаем Coca-Cola и другим компаниям продвигать экологические практики на уровне сотрудников. Например, в 2019 году мы запустили раздельный сбор в офисах компании в Москве и провели несколько просветительских мероприятий для разных отделов.

 

Как вам кажется, чего не хватает в России для того, чтобы люди активно сортировали мусор?

 

Нам не хватает прозрачной системы. Наш опыт показывает, что россияне готовы сортировать отходы даже без денежной мотивации. Но чтобы начать, им нужна удобная инфраструктура рядом с домом и твердая уверенность, что они разделяют отходы не зря. Нужно оборудовать контейнерные площадки баками для разделенных отходов. В прошлом году Москва это уже сделала, но пока система не налажена, и жители видят, что контейнеры путают, а мусоровозы, предназначенные для вторсырья, забирают и смешанные отходы. Это демотивирует россиян, они не понимают, как всё работает, что подрывает доверие к системе. Чтобы отладить всё это, также нужно подключать больше каналов распространения информации: показывать процесс вывоза, сортировочные комплексы, перерабатывающие заводы. Мы, например, приглашаем школьников, студентов и сотрудников компаний на экскурсии по нашему предприятию в Твери, на котором осуществляется переработка пластиковых упаковок. Когда люди видят всё своими глазами, у них появляется доверие к системе. А тот, кто уже это делает, понимает, что не зря.

 

Есть ли разница в отношении к переработке мусора в регионах и в столице?

 

Наш опыт показывает, что люди из любой части России готовы разделять отходы. Бывает, что в крупных городах жители активнее подхватывают новые тенденции, и здесь ярче проявляется мода на экологичность, хотя бы потому, что можно найти экотовары на любой вкус и цвет. В больших городах больше возможностей, но важность мусорной проблемы прекрасно понимают и в регионах — ведь проблема со свалками там стоит острее, чем в Москве и других городах-миллионниках. И часто жители небольших городов гораздо ответственнее и динамичнее подхватывают инициативы местных волонтёров или региональных операторов.

 

Какие способы повысить экологическую ответственность прижились бы у нас в стране?

 

Очевидно, что приживется развитие тех направлений, которые уже себя хорошо зарекомендовали. Например, прекрасно себя показывают программы экологического просвещения. В конце 2019 года Coca-Cola и фонд ЭРА в рамках программы «Разделяй с нами» разработали детские экоуроки и квесты по сортировке мусора для школьников и студентов. Теперь их проводят во время экскурсий на заводах компании в России. Мы видим, что очень важно работать с подрастающим поколением — дети быстро подхватывают экологичные привычки, а потом вовлекают в них и родителей. Еще большой вклад в развитие экологической осознанности вносят торговые сети. Они могут сделать очень много: например, мотивировать скидками покупать продукты с истекающим сроком годности, тем самым решая проблему с большим количеством пищевых отходов; продавать товары для экологичного образа жизни – к примеру, фруктовки и многоразовые сумки и даже принимать на переработку полезные фракции мусора – например, батарейки, крышечки и бутылки в фандоматы. На глазах формируется новая культура.

А как меняется отношение бизнеса к теме экологии?

 

Бизнес чувствует, что запросы потребителей меняются. Покупатели требуют сокращать количество упаковки, отказываться от композитных материалов и использовать вторичное сырье. Сейчас всё это становится конкурентным преимуществом.

 

Крупные компании разрабатывают программы устойчивого развития и продвигают экологические инициативы. А мы помогаем им становиться «экологичнее» и видим, как с каждым годом спрос на наши решения растет.

 

Параллельно с этим развивается и законодательство. Для бизнеса экологические инициативы становятся не просто актом доброй воли, а необходимостью. Растут нормативы утилизации отходов, и бизнес закономерно меняет свое отношение к этой проблеме.

 

Какой опыт других стран в области переработки вторсырья может быть применен в России?

 

В зарубежных странах перерабатывающие (мусоросортировочные) предприятия оборудованы современными оптическими линиями сортировки. А в России сортировка мусора пока происходит вручную – тут капвложения радикально ниже. Автоматизация процессов станет возможной, когда на рынке появится больше инвесторов, и вырастут объемы сырья. Как и за рубежом, нам нужно развивать систему сбора муниципальных отходов и вводить плату за вывоз мусора. И вот если законодательное регулирование, инфраструктура и просвещение будут развиваться параллельно и системно, Россия решит мусорную проблему в разы быстрее, чем ее решили европейцы.

 

Возможно ли в России выйти на полную переработку отходов?

 

Никто в мире еще не достиг 100% переработки мусора. Впрочем, этого никогда и не случится, потому что всегда будут оставаться отходы, которые нужно обезвреживать — медикаменты, средства личной гигиены и т.д. А вот чтобы перерабатывать всё, что в принципе можно, нужны усилия не только со стороны компаний, занимающихся сбором и рециклингом, но и муниципалитетов, которые будут создавать систему разделения отходов в населенных пунктах. Также должны подключиться производители товаров и дизайнеры упаковки. Торговым сетям нужно будет оптимизировать транспортировку, логистику, хранение и дистрибуцию товаров. Только комплексный подход поможет достичь максимальных объемов переработки отходов. У России есть прекрасная возможность изучить опыт других стран и избежать их ошибок!