История Coca-Cola в России

История Coca-Cola в России

Coca-Cola приходит в СССР: московская Олимпиада и Fanta

 

Впервые напитки компании Coca-Cola оказались в СССР накануне московской Олимпиады 1980 года. Coca-Cola и Fanta стали официальными напитками Игр, и в 1979-м на Московском пивобезалкогольном комбинате (ныне «Очаково») началось производство Fanta в обычных стеклянных бутылках 0,33 литра. Coca-Cola в СССР не производили, но привозили из Европы в алюминиевых банках, на которых логотип напитка был изображен кириллицей (кстати, эта версия была сделана не для СССР, а для Болгарии, где Coca-Cola продавалась с середины 1960-х). Также напитки можно было купить в разлив из фирменных палаток, которые перед самой Олимпиадой привезли из Германии и установили вблизи стадионов.

После окончания Игр Coca-Cola пропала из СССР, а вот Fanta продолжили выпускать под контролем компании Coca-Cola, хотя представительство в СССР было решено не открывать.

 

24 января 1985 года газета The New York Times сообщила сенсационную новость: «Советы разрешили продажу Coca-Cola». Этому предшествовали длительные переговоры главы компании Дональда Кью с высшим руководством СССР. Договоренность действительно была достигнута, но с оговорками: напиток будут продавать только иностранным туристам, дипломатам и в магазинах Внешпосылторга, где советские граждане могли потратить полученную в зарубежных командировках валюту. В том же 1985 году компания Coca-Cola стала официальным спонсором Молодежного чемпионата мира по футболу, который прошел в Москве.

Полет в космос и первая в стране наружная реклама

 

В 1988 году в холле московской гостиницы «Международная» был установлен первый в Советском Союзе автомат по продаже напитков Coca-Cola. В том же году на Москворецком пивоваренном заводе началось производство Coca-Cola из основы напитка, ввозимой из-за границы. Напиток выпускали сравнительно небольшими партиями, и встретить его в магазинах было не так и просто, но с этого момента Coca-Cola начали регулярно продавать в СССР.

 

В 1989 году на Пушкинской площади в Москве был установлен неоновый логотип Coca-Cola — первая наружная реклама иностранного бренда в СССР. Через год, в 1990-м, здесь же, на Пушкинской площади, открылся первый в СССР «Макдоналдс», в котором все могли попробовать Coca-Cola. А в 1991 году компания Coca-Cola совместно с советским НПО «Энергия» провела важный эксперимент — космонавт Сергей Крикалев впервые в истории освоения космоса попробовал на орбите классическую Coca-Cola. Это стало частью эксперимента по использованию в условиях невесомости привычных на Земле вещей, а сам полет интересен еще и тем, что Сергей Крикалев улетел из СССР, на орбите встретил события августа 1991 года и спустя 10 месяцев вернулся уже в другое государство — Российскую Федерацию. В том же 1991 году в Москве открылось представительство компании Coca-Cola и стартовали переговоры о выделении земли под строительство первого завода компании в Москве.

Первые заводы в России и визит Билла Клинтона

 

В 1992 году в России открылись первые заводы, производящие Coca-Cola, — в Ставрополе и Волгограде. Обычно компания Coca-Cola не занимается непосредственным производством напитков, а привлекает для этого независимые компании-ботлеры. Но в начале 1990-х в России было сделано исключение. Компания сама выкупила и реконструировала советские заводы для изготовления напитков, установив самое современное оборудование.

 

В Москве первый завод торжественно открылся в 1994 году. На его открытии присутствовали мэр города Юрий Лужков и глава центрального европейского отдела компании Невилл Исделл, а через год после этого московский завод посетил президент США Билл Клинтон.

 

Во второй половине 1990-х заводы Coca-Cola открылись по всей стране: в Санкт-Петербурге, Орле, Нижнем Новгороде, Красноярске, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Все они впоследствии были проданы одному из крупнейших ботлеров компании — Coca-Cola Hellenic, лидеру по производству безалкогольных напитков в Европе.

Не только Coca-Cola: в портфолио появляются соки и кофе

 

В 2005 году компания Coca-Cola совместно с Coca-Cola Hellenic приобрели компанию «Мултон» — одного из крупнейших производителей соков в России. Собственностью Coca-Cola стали самая популярная в России соковая марка «Добрый», а также бренд Rich. Сделка позволила «Мултону» существенно увеличить количество производимой продукции и расширить зону распространения: производимые на подмосковном заводе в Щелково соки и нектары стали доступны по всей России.

 

В 2010 году компания Coca-Cola приобрела «Нидан» — одного из крупнейших российских производителей соков, в том числе под брендом «Моя Семья». А в 2020 году в России стартовали продажи зернового и молотого кофе под брендом Costa Coffee, который компания приобрела в 2019-м.

Поддержка спорта и строительство инклюзивных парков

 

Накануне Олимпийских игр 2014 года в Сочи компания Coca-Cola в девятый раз стала Партнером Эстафеты олимпийского огня. Эстафета стартовала в Москве 7 октября 2013 года. Длина маршрута составила более 65 000 км, а олимпийский факел побывал в 2 900 населенных пунктов всех 83 субъектов России (позднее эта эстафета была признана самой продолжительной среди всех национальных эстафет).

 

Спустя три года, в 2017–2018 годах, в преддверии Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™, Coca-Cola провела в России Тур Официального Кубка чемпионата. Он стал самым продолжительным путешествием главного футбольного трофея планеты по стране-хозяйке мундиаля: его увидели в 25 городах — от Калининграда до Владивостока.

 

Также во время Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ совместно с Фондом «Обнаженные сердца» открыли 9 инклюзивных игровых парков, в которых подростки с особенностями и без могут вместе играть и заниматься спортом. Сейчас таких парков уже 12. 

 

В 2023 году Казань примет у себя Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады — важнейшее в мире спортивное мероприятие для людей с особенностями интеллектуального развития. Компания Coca-Cola поддерживает Специальную Олимпиаду с 1968 года и выступит партнером Игр в Казани.

«Разделяй с нами» и «Мир без отходов»

 

В 2016 году Coca-Cola в России дала старт программе «Разделяй с нами», направленной на формирование культуры раздельного сбора отходов. Сегодня она включает в себя целый ряд крупных инфраструктурных проектов. При поддержке Coca-Cola в России были установлены тысячи контейнеров для раздельного сбора в десятках российских городов, а сотни тысяч человек прошли различные бесплатные образовательные программы, рассказывающие про сбор, сортировку и переработку полезных отходов. Помимо этого стартовала программа по очистке от мусора береговых линий водоемов — Волги, Байкала и Черного моря — с последующей переработкой полезных отходов.

 

С 2018 года программа «Разделяй с нами» стала частью глобальной инициативы компании — «Мир без отходов». О ней в 2018 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе объявил президент и генеральный директор компании Coca-Cola Джеймс Куинси. В рамках инициативы «Мир без отходов» Coca-Cola поставила перед собой три задачи: к 2025 году перейти на полностью перерабатываемую упаковку, к 2030 году собирать и отправлять на переработку 100% выпускаемой нами упаковки (или эквивалент) и довести содержание переработанного сырья в упаковке до 50%.